Прощание с Борисом Плотниковым

#БорисПлотников #BorisPlotnikov #борисплотников #фотоальбомсрассказами

Конец света. 2 декабря 2020 г.

Борис Плотников. Фото Александры Авдеевой


«Сон в летнюю ночь». Наверное, так и сбываются мечты. Трансформируются и находят себе путь.

Счастье, когда мы узнаём их в любом обличье.

Большой зал Консерватории, Москва, 9 апреля 2005 г.
И скрипка есть в кадре.

Тысяча рублей единственной купюрой

Молодая женщина подержала купюру в высоко поднятой руке, показывая залу. Чтобы все успели увидеть и разглядеть. На российских «тысячах» изображена такая особенная, из города Ярославля, достопримечательность, — не_спутаешь.

Со сцены в купюру вглядывалась, изумляясь не_меньше, чем зрители, шеренга разгорячённых людей в пёстрых костюмах. То ли пока ещё французы — персонажи комедии Мольера «Скупой», то ли уже московские артисты. Во время поклонов всегда такая взрывная, динамичная грань между персонажами и артистами — с уверенностью не_скажешь, кто есть кто 🙂

В центре шеренги находился, как положено, Гарпагон — народный артист России Борис Плотников.

Молодая женщина подошла к нему ближе и вручила купюру. Роскошным жестом, в котором был и восторженный, веский комплимент артисту, и театрализованное, смешное раззадоривание Гарпагона.

И действительно, чтО для Скупого Гарпагона драгоценнее и важнее денег?.. ))))

(Трудно придумать более адекватную и яркую подарочную идею! Настолько органичную именно для этой пьесы и этой актёрской работы — дерзкой, буффонной, на грани фарса и балета в драматическом театре, в то же время, парадоксально, естественной, простой и глубокой).

Неожиданность застигла всех врасплох. Даже аплодисменты поредели — зрители просто загибались от смеха, одобрения и какой-то удивительной — азартной и светлой восторженной зависти. Если такая вообще бывает, то она случилась вот именно здесь и в эти минуты — в одиннадцатом часу вечера 18 мая 2007 года, в Большом зале Театра Армии на Площади Суворова в Москве. 🙂

Борис Плотников, вглядевшись, согласился, что ситуация, так сказать, стилистически оправданна… и смеялся до чёртиков озорно! По-видимому, с большим удовольствием и от комплимента, и от рисковой, но высококлассно исполненной шутки, в которой этот комплимент ему выразили. 🙂 А Гарпагон был явно польщён, что его оценили в круглую тысячу единиц российской валюты. Он поморгал, помедлил, не_веря своему счастью, и… вдруг… бухнулся лбом об пол благословлять благодетельницу!

Плотников, как известно, йог. То есть он может моментально сложиться вдесятеро и почти исчезнуть — лишь комочек такой маленький на полу. Когда растерявшаяся публика осознала, чтО происходит, Гарпагон закатывал уже кульминацию самозабвенной поклонной серии. Т.е. все вдруг разом отчётливо поняли, что во-о-о-н он где, Гарпагон, и что вот этот его молитвенный бух лбом — уже не_знаю который по счёту.

Тут уж публика ХОРОШО вспомнила про аплодисменты!..
— — —

Папарацци, находясь в зрительном зале, безусловно, уделил грандиозному ЧП долю своего внимания. Но лишь долю. Потому что одновременно он в мыслях вопил: «У-у-угораздило же меня притащить цветы!» Вопил и не_мог остановиться 😉

Понимаете, из-за цветов, которые он принёс для вручения тому же народному артисту Плотникову, папарацци ровно к началу поклонов самым тщательным образом уложил всю свою цифровую технику по футлярам, а футляры — по сумкам и рюкзакам, и не_менее тщательно всё это застегнул! Чтобы уже точно никакие стёкла-крышечки-ремешки не_вывалились в момент выноса тела… извините, букета на авансцену.

И… вот НИЧЕГО не_осталось, ни крошки документального засвидетельствования! Лишь эксклюзивный, видите ли, фонтан впечатлений.

…Эх, папарацци, папарацци. Ты-то не Гарпагон, зачем же ты в пленительном мире театра поддался земным, скаредным заботам, оберегая свои фотокамеры 😉

Ведь ни одна фотокамера на свете не_стОит так дорого, как ТЫСЯЧА РУБЛЕЙ ТОЙ ЕДИНСТВЕННОЙ КУПЮРОЙ.

Москва, 28 мая 2007 г.
Событие произошло 18 мая.
Лера Сейгина

P.S. О самом представлении — записала в отдельный постинг «Борис Плотников — Гарпагон. Момент — Мольер трагический…» (с фотографией).

Рассматриваю свои снимки из финала. Полной серии, к моему стыду, до сих пор нет; лишь начальный переход на двух фотокадрах (а нужно хотя бы четыре). Отсюда, от почти детской игры со сверкающими денежками, сцена развёртывается до безвыходного — навскрик без голоса — плача старика, у которого только и есть в жизни, что золото. Утеха — но единственная. Единственная оставшаяся. Весь спектакль — вереница утрат, и каждую Гарпагон прожил, именно утрачивая. И вот теперь, сидя на полу, скорченный, отчаянно прижимая к груди шкатулку с золотом, он качает её, убаюкивает, словно мать — младенца. Лицом мало-помалу запрокидываясь ввысь… хм, что он мог бы там увидеть?.. И беззвучно всё кричит, рыдает, исходит слезами. Под весёлые звуки чужого праздника, долетающие издали-издали.

…Такое необходимо доснять ещё. Чтобы было полностью. Непременно полностью!..

И вот есть превосходное видео финала спектакля. Снято на юбилейном, 150-м представлении «Скупого» 19 мая 2016 г. Не знаю, кто снимал. Опубликовала Александра Авдеева в своём ФБ назавтра после того юбилея. А потом повторила публикацию в день кончины Артиста — 2 декабря 2020 г.

Цитирую его отсюда: https://www.facebook.com/100000942879846/videos/1110295329011886

Много фотографий Народного Артиста России Бориса Григорьевича Плотникова есть в Интернете. В ролях, на концертах и в жизни. Эх… В жизни…

Похоронили его на Троекуровском кладбище в Москве в субботу 5 декабря 2020 года. Гражданская панихида была в МХТ на Камергерском переулке.

Лера Сейгина
2—5—6 декабря 2020 г., Москва

Поделиться