Так мы летали

…3-3,5 суток лёта — в мои детские годы это было между Москвой и Якутией.  ))

Сейчас у меня совсем нет опыта езды в Якутию или из Якутии. 🙂 А тогда летали крохотными самолётиками, «кукурузник» неофициальное название. На нём добирались до Красноярска, там был по тем временам мега-аэропорт, самолёты чуть ли не ИЛ-12, ИЛ-14!..
https://comp-pro.ru/aviatsiya/passazhirskie-samolety/il-12.html

Но про «кукурузник». У него была вдоль каждого борта совершенно жёсткая гладкая и скользкая скамейка без поручней: человек так 7, если память меня не подводит, помещалось впритык друг к другу, ну, и можно было спиной приопереться на стенку самого самолётика. Его болтало классно, причём, как правило, не с боку на бок, а с головы на хвост и обратно. И вот эти в сумме человек ~14 в две группы лицом друг к другу дружно мотались вдоль борта, скользя по этой гладкой скамейке и чудом не падая на пол: рраз! влево, к хвосту! рраз! вправо, к голове! Бортпроводницы заранее раздавали всем гигиенические бумажные пакеты. И многие ими пользовались. А взлетал он, набирал «высоту» примерно минут 15. Садился, снижался столько же. Во время таких резких изменений высоты немилосердно закладывало уши, не говоря о других «явлениях»… )) Мы, летавшие часто, быстро освоили специфическую технику дышать — заглатывать воздух эдак пузырями, крупными, прогнув язык дугой вниз, раскрыв горло. И слышно было самой себе, как с каждым пузырём в ушах с треском лопнуло всё лишнее, чем бы оно ни было (я не медик), а значит — барабанные перепонки благополучно выжили.

А всего у него хватало топлива минут на 35-40 полёта. То есть, когда он заканчивал набирать «высоту», то практически сразу начинал заходить на посадку. 🙂 Но минут 5 пассажиры таки получали для передышки на ровном месте. Кому удавалось в эти мгновения выглянуть в окно, мог восхититься обзором пасущихся коровок, полей, расчерченных пашнями, и прочей сельской идиллии. Коровки так задумчиво махали хвостами, отщипывая травку. Зрелище обворожительное, сплошная харизма. (Набрать высоту, с которой махания хвостами не различишь, это уже далеко следующая ступень развития авиации. — Для понимания, если что.))

Когда он приземлялся, шатающихся пассажиров принимали на белы руки из провала самолётной двери красавицы стюардессы или кто из наземных, вели в чистые, аккуратные, хоть и крохотные, гостиницы и укладывали на мягкие, пышные белоснежные постели. Через несколько часов самолётик набирался достаточно сил и топлива, чтобы «лететь» дальше. Пассажиров,  соответственно, нежно будили и препровождали обратно на скамейку приговорённых.

Собеседница:
Какой сервис! ))

— Да, а чёрная икра и прочее такое?.. ) Лакомства и вообще еда были не на «кукурузнике»… куда там, по 40 минут в воздухе и с лицами, уткнутыми в те буро-зелёные пакеты!…  )) но уже через много таких перелётов, когда добирались до Красноярска и дальше нас вёз «настоящий» самолёт (см. начало).

 

 

 

Так мы летали: 3 комментария

  1. https://news.mail.ru/society/38453156/

    Новый самолет на замену Ан-2 «Кукурузник» создадут в России

    МОСКВА, 25 авг — РИА Новости. Новый региональный самолет вместимостью 9−14 человек создадут в России на замену Ан-2 «Кукурузник», сообщили РИА Новости в пресс-службе Минпромторга.

    Изначально планировалось, что Ан-2 заменит одномоторный самолет ТВС-2ДТС «Байкал», разработанный Сибирским НИИ авиации на базе «Курузника». Его серийное производство планировалось начать в 2021 году на Улан-Удэнском авиазаводе.

    «ТВС-2ДТС — экспериментальный образец воздушного судна, созданный для отработки новых технологий. С учетом научно-технического задела, полученного при создании ТВС-2ДТС, в рамках работы ЛМС (легкий многоцелевой самолет) создается новый серийный самолет», — сказали в пресс-службе.

    Там отметили, что самолет создается для повышения транспортной доступности отдаленных регионов России и развития местных воздушных линий в обеспечение региональных и межрегиональных пассажирских авиаперевозок.

    Как сообщил РИА Новости источник в авиапроме, решение о судьбе ТВС-2ДТС, а также о том, какие его технологические особенности будут использованы при создании нового самолета, будет принято в сентябре.

    Ан-2 («Аннушка», «кукурузник») — советский легкий многоцелевой самолет. Из-за простоты в эксплуатации, неприхотливости и возможности работы на небольших грунтовых аэродромах широко эксплуатировался на местных воздушных линиях для перевозки пассажиров и грузов, в частности в отдаленные села, а также использовался для различных хозяйственных работ.

    С чего все началось

    Ранее Минпромторг разместил на портале госзакупок заявку на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию легкого самолета. Согласно материалам закупки, на разработку планируется потратить более 1,2 миллиарда рублей.

    Необходимость создания такого самолета, по мнению ведомства, вызвана значительным сокращением парка воздушных судов типа Ан-2, которые в основном обеспечивают внутрирегиональное авиасообщение. По данным Минпроторга, в 15 регионах авиация — главная составляющая транспортной системы, а более 28 тысяч населенных пунктов не имеют наземного сообщения.

    В техническом задании, приведенном в документации, говорится, что в настоящее время разработан аванпроект самолета. «На основании представленных материалов аванпроекта, для проектирования и разработки перспективного легкого многоцелевого самолета для серийного производства и эксплуатации на местных воздушных линиях, рекомендуется самолет стандартной аэродинамической схемы и пассажировместимостью 9−14 человек», — говорится в документе.

    Там также указано, что перспективное воздушное судно будет соответствовать современным требованиям рынка и будет создано на основе передовых перспективных научно-технических решений и авиационных технологий.

    Согласно материалам закупки, до декабря планируется создать чертеж общего вида самолета и эскизно-техническую проектную документацию, провести расчеты на статическую прочность, а также сформировать рабочую конструкторскую документацию на планер, его системы и силовую установку.

    Комплект конструкторской документации на опытный образец планируется создать до сентября 2020 года, а после — до декабря — планируется создать сам опытный образец самолета для статических испытаний.

    Видео: Новый ТВС-2ДТС заменит легендарный «кукурузник»
    https://www.newstube.ru/m/1157180

    Новый ТВС-2ДТС заменит легендарный «кукурузник»

    1. Из комментариев там, цитирую:

      Понравилось: +5
      БМИ Капитал 25.08.2019
      Не надо ничего менять! Выпускайте дальше проверенные временем надежные «Кукурузники», а то Вы своими кривыми руками, тупыми мозгами и из китайских комплектующих такое создадите!

      дядя Коля 25.08.2019
      Укачивает на кукурузнике сильно…..Лучше уж ЛИ — 2 сварганить. Не намного больше и садится там , где и АН — 2.

      Владимир Гражанин 25.08.2019
      В ответ на комментарий от Седьмой том Капитала

      • Седьмой том Капитала
        Народ желает знать, сколько будет стоить час полета на новом кукурузнике. Во времена наших отцов-матерей региональные перевозки дотировались. Сомнительно что буржуинская власть будет этим заниматься. Скорее, отбирать последнее. На новые «прорывы» в никуда и поиски седьмого дна под килем.

      Точно. «Кукурузники» летали практически всюду, по всем малым городам, сёлам и деревням. И цены на билеты были на уровне цен билетов на автобус, правда автобусы ходили чаще.

  2. мотор АШ-82 — спасибо его создателям во главе с главным конструктором А.Д. Швецовым
    В послевоенное время тот же мотор, незначительно модифицированный, стоял на пассажирских самолётах Ил-12 и Ил-14, составлявших основу самолётного парка нашей гражданской авиации, а также на вертолётах Ми-4, столь же широко распространённых.
    Марк Галлай, «Испытано в небе» (книга мемуаров лётчика-испытателя)

    Более полная цитата:

    …надо было прогнать несколько площадок — режимов горизонтального полёта при полной мощности мотора — на истребителе «Лавочкин» с мотором АШ-82.
    Благодаря новому мотору и некоторым аэродинамическим усовершенствованиям машина, и без того неплохая, стала буквально неузнаваема! Резко улучшились её манёвренность, скорость — в общем едва ли не все боевые качества.
    Именно на этой комбинации самолёта и мотора родился прославленный истребитель Ла-5. Недаром в боях над Курской дугой, где наша новинка впервые была применена в широких масштабах, гитлеровцы быстро разобрались, что к чему, и не раз в эфире можно было слышать тревожные голоса их постов наведения:
    — Achtung! Achtung! La-funf! La-funf in der Luft! (Внимание! Внимание! Ла-5! Ла-5 в воздухе!)
    Да, мотор АШ-82 — спасибо его создателям во главе с главным конструктором А.Д. Швецовым — оказался очень удачным. В дальнейшем он был установлен не только на истребителях, но и на фронтовых бомбардировщиках «Туполев-2», дальних бомбардировщиках «Петляков-8» и многих других самолётах, И в послевоенное время тот же мотор, незначительно модифицированный, стоял на пассажирских самолётах Ил-12 и Ил-14, составлявших основу самолётного парка нашей гражданской авиации, а также на вертолётах Ми-4, столь же широко распространённых.
    Долгая и славная жизнь получилась у этого мотора.

    https://royallib.com/read/gallay_mark/ispitano_v_nebe.html#0
    Марк Галлай, «Испытано в небе» (книга мемуаров лётчика-испытателя)

Добавить комментарий