НАБРОСКИ О РИТМЕ (4). В частности, про метроном

Ритмичность ))

На вопрос от die-hard
die-hard
Маньяк
21
Сообщение #42 21 февраля 2019 в 23:52
http://klavogonki.ru/forum/general/15586/page3/#post42
Форум «Общий» / Кому консультацию от Автандилины в СПб? 17.02, вс
стр. 3

Элеонора Алексеевна, спасибо, что поделились видео и мыслями! Отличная была идея провести такое мероприятие, уверен, что ребята получили много бесценных знаний, жаль, что из Москвы до Питера далековато ехать!
Очень интересная идея в части спринта, нужно будет попробовать. Хотел еще спросить, а что вы думаете в части целесообразности использования метронома в тренировках печати (на мой взгляд целесообразность использования метронома сомнительна, т.к. невозможно натренироваться печатать абсолютно все слова с одинаковой скоростью).

die-hard, спасибо за интересный вопрос! Он, правда, очень сложный для меня, изложу как могу своё видение.

===== 1 =====
Отвечая на вопрос…

Стоит ли набирать под метроном — это индивидуальное решение. Метроном может прекрасно помочь не только в гармонизации, внутренней балансировке, усилении своего чувства протекания времени, но и конкретно в соблюдении формальной ритмичности набора (равномерности нанесения ударов по клавишам). Такой как бы первичной и плоской, «одномерной» ритмичности, которая диктуется не содержанием и ритмом текста, а самой ситуацией использования клавиатуры с одиночными буквами. Пальцы должны пропечатать текст побуквенно, не пропуская и не «проглатывая», а равномерность ударов этому способствует. Метроном дисциплинирует, помогает мобилизоваться, а также значительно облегчает контроль за ритмом для тех, кому это внове.

Однако человек воспринимает текст (как устный, так и письменный) не подряд в одном и том же ритме, а с вариациями: членит на фрагменты и по смыслу, и по эмоциональному наполнению, и с учётом физиологических возможностей дыхания, визуального охвата, ёмкости памяти и, наверное, много чего другого вдобавок. Так что здесь есть противоречие с задачами для пальцев как таковых: у них своя специфика. Примирить одно с другим, найти гармонию или хотя бы смягчить конфликты — вопрос выработки индивидуального стиля набора.

Но, говоря о пальцах, — для них чем равномернее, тем лучше. Конечно, в своих требованиях к равномерности всё равно нужно делать поправку на физическую трудность или лёгкость дойти и попасть на нужную клавишу, это зависит и от местонахождения данной буквы (клавиши), и от того, какие буквы её окружают в тексте. Трудность маршрута хоть чуть-чуть да повлияет, поколеблет нашу равномерность ударов, но ведь даже морская зыбь колеблется. Нужно только стараться преодолеть это влияние насколько мы можем. Т. е. хороша равномерность ударов не до полного фанатизма в её соблюдении, но так, примерно, до 75%-ного. :laugh:

Следовательно, если у человека нет привычки внутренне отсчитывать такт, квантовать для себя время выполнения какого-либо действия (подобно тому, как должно быть свойственно музыкантам), — то почему бы ему не обзавестись этой полезной привычкой, в том числе и через использование метронома? Если же привычка имеется, то метроном, наверное, будет мешать в наборе: человек уже «перерос» потребность в нём.

Сама не использую метроном. Привычка внутренне тактовать есть с детства. В первые годы Интернет-соревнований Intersteno попробовала тренироваться с метрономом — и решила, что не нужен. Может, имеет смысл попробовать теперь, ведь «всё течёт, все изменяется». Повторюсь: в принципе думаю, что метроном может приносить пользу, и немалую.

 

===== 2 =====
Пытаясь заглянуть глубже…

Написала только об элементарном использовании метронома. Наверняка есть продвинутые люди, которые используют метроном для тренировок более изощрённых. Не знаю, как это у них происходит и что даёт. Наверное, несколько ударов по клавишам на один удар метронома. Для меня вопрос о метрономе кровно связан с вопросом о ритме в целом, а тема ритма — самая сложная в машинописи. На протяжении уже многих лет пытаюсь что-то написать о ритме, результаты всегда куцые, не нравятся мне. Но всё же это попытки прикоснуться к некоторым граням глыбы. Сейчас в отклик на вопрос от die-hard продолжила ту свою серию набросков о ритме. Как написалось, пусть и будет, хотя пока что очень много букв. )) Всё вместе выложила на СамСебеМир:
https://samsebemir.ru/avtan/nabroski-o-ritme-4/

Предыдущие «Наброски о ритме» публиковала на ФАВТе.
(1) https://www.liveinternet.ru/community/faq_avtandiline/post13186442
(2) https://www.liveinternet.ru/community/faq_avtandiline/post13186626
(3) https://www.liveinternet.ru/community/faq_avtandiline/post13186770

И вот эти новые «Наброски о ритме» (4).

 

— — — 2.1 — — —

Прочитайте любой текст вслух в естественной манере. Так, как подсказывает смысл текста и физиология чтения. Текст пойдёт не строго равномерным потоком, а с колебаниями скорости и с паузами. (Например,  окончания, особенно многосложных слов, большинство людей проговаривают с ускорением.) В якобы неравномерном, а вернее — не в одномерном ритме происходит и чтение про себя. Наша речь и наше чтение в общем случае вполне ритмичны, но эта ритмичность — сложная, не механистическая, какую даёт метроном. (Это не критика возможностей метронома, а просто описание ситуации.)

Как колебания скорости, так и паузы в процессе чтения или говорения могут иметь причиной либо смысловое и эмоциональное членение текста, либо возможности и ограничения, идущие от физиологии. Обычно, наверное, действуют все причины вместе. Устройство органов речи изначально связано с языком и его историческим развитием, в итоге эти органы являются высокоразвитыми и превосходно специализированными. А вот устройство клавиатуры и рисунок движений пальцев по клавишам — не связаны органически ни с речью, ни с языком. Клавиатура — абсолютно внешнее приспособление, довольно грубое и неуклюжее.

Получается, что ритм клавонабора вроде бы не должен иметь самостоятельного значения, а должен следовать ритму текста и ритму речи? А так как ритм речи прихотлив и разнообразен, то, значит, требовать от набора равномерного ритма было бы неправильно?

Но закавыка в том, что для пальцев обязательна побуквенность. В смысле — пропечатать каждую букву, не перескакивая, не «проглатывая». По одной букве за удар. А это естественнее, физиологичнее делать более или менее равномерно.

Вот такая объективно существующая дилемма.

Нахождение гармонии, баланса или хотя бы смягчение конфликтов между ритмом текста и ритмом набора считаю одним из признаков сложившегося почерка набора, индивидуального стиля.

В «реальном бою» (в повседневной жизни или в наборе на ответственном соревновании) каждый волен взять в приоритет либо ритм текста, либо ритм набора. По своему желанию, склонности, возможностям. Но «реальный бой» — это совсем иной режим, чем учёба, тренировки, выполнение упражнений. Тренироваться же специально на ритмичность можно и нужно. В частности, включать в тренировки упражнения на равномерность выполнения ударов. На любом материале: буквы, абракадабра, произвольные слова, связный текст в стихах ли, в прозе ли… А в «реальном бою», думаю, необязательно, т. е. не для всех обязательно соблюдать равномерность ударов.  Тут задача со многими неизвестными, но для себя подходящий баланс нужно постараться найти. Попробовать разные варианты. Это, опять же, тренировки и упражнения. 🙂

 

— — — 2.2 — — —

Как быть с ритмом тем из нас, кто только разучивает клавиатуру или недавно после разучивания перешёл к практическому письму?

Рекомендую на начальных этапах соблюдать как можно строже равномерность ударов (формальную равномерность, как под метроном). Потому что через такую равномерность вырабатывается управляемость навыка. От нас ведь должна зависеть возможность в какой-то мере ускорить свой набор или замедлить его? Пусть не до пиковой скорости по своему хотению, но в какой-то мере?.. Если от нас совсем не зависит скорость нашего набора, т. е. всё происходит стихийно, по интуиции и смотря по тому, удобен ли попался текст, — если от нас совсем как бы не зависит наша скорость, то, значит, мы просто не умеем печатать. Мы можем напечатать, но не умеем. Для умения нужна определённая (пусть не абсолютная) управляемость навыка, когда человек заранее твёрдо знает, что сможет напечатать текст не ниже такого-то минимума по скорости и качеству.

Поэтому, стремясь вырабатывать управляемый навык, при разучивании клавиатуры и переходе к практическому письму нужно набирать как можно ритмичней (и при этом с установкой на 0 опечаток, разумеется). Это «наше всё», наша база и опора.

А потом постепенно движения, совершаемые при наборе буквы, становятся всё более свойскими для пальцев. (Это целая эпопея, как с теми первичными элементиками, из которых наши ноги учились когда-то образовывать шаг, а теперь мы и не помним, какие там элементики и как много их было.) И вот мы начинаем посылать на пальцы и выполнять некие объединённые траектории, «рисуя» уже не буквы, а что-то покрупнее. Пары букв, тройки, слоги, слова, словосочетания, фразы… Чем крупнее вот эта единица, которой мы мыслим и которую мы отправляем из головы на пальцы, тем более прихотливая и сложная, взаимозависимая система соподчинённых ритмических рисунков заложена в эту крупную единицу. И тут уже не обязан быть строго равномерный побуквенный ритм, его уже можно вписывать и подчинять «высшим» ритмам, которые обусловлены содержанием текста и физиологией чтения/говорения.

 

— — — 2.3 — — —
Теперь распишу последние абзацы подробнее. Кто готов идти до конца, вдохните, приготовьтесь прощать мне повторы, выдохните… и вперёд!..  😉

— Значит, сначала, при разучивании клавиатуры, нужно научиться печатать как можно ритмичнее. Имею в виду ритм формальный, механистический: одинаковые затраты времени на совершение каждого нажатия, без оглядки на то, далеко или близко пальцу дойти до нужной клавиши.

А это означает, что движение к далёкой или неудобной клавише палец обязан проделывать относительно быстрее, чем движение к близкой или удобной клавише, — чтобы в итоге уложиться в то же самое время. Иными словами, на ритмической тренировке необходимо ускоряться на трудных элементах (буквах, сочетаниях букв, слогах, словах, сочетаниях слов, фразах) и замедляться на лёгких. Мобилизовались, ускорили свои движения, как только можем, чтобы не уронить заданную скорость ударов! А затем, на лёгком, расслабились и отдохнули, выполняя лёгкий элемент медленнее, чем в принципе могли бы.

Да-да, верьте своим глазам. Ещё раз:

ускоряемся на каждом сложном элементе, замедляемся и отдыхаем на каждом лёгком. Постоянные такие «микронапряги» и «микропередышки» на протяжении всего текста.

Что это нам даёт? Напрягая себя (только не мышечно, а умственно), мы мобилизуемся и — внимание! — осваиваем микродозами более высокую скорость, чем умели прежде. Повышаем скорость микродозами! Такие упражнения позволяют сберечь, не нарушить то хорошее и плодотворное, что уже есть в нашем навыке как база, а гармонично встроить в него повышения, сначала микроскопически фрагментарные, но именно такие нам посильны и наиболее доступны, потому что наиболее коротки.

Требование набирать с ускорениями на сложном и замедлениями на лёгком может показаться парадоксальным. Выполнить, наверное, нетрудно, а вот трудно уложить данное требование в своей голове, принять его. 😉 В зависимости от убеждений, от целей, от предыдущего своего опыта набора.

Подчеркну, что говорю о специальных ритмических тренировках, целью которых является: точность физического выполнения движений, выработка управляемости навыка, развитие скорости микродозами. Не говорю и не думаю, что так нужно печатать в жизни, «в реальном бою».

Впрочем, иногда полезно использовать такой подход и в жизни, но осознавая, что вы специально так тренируетесь. «Почему бы не набрать это письмо на формальную ритмичность. Содержание простое, мне всё ясно, что я хочу в нём сказать, — заодно и потренироваться можно, убить двух зайцев.»

Понятно, что при строгой равномерности ударов скорость набора не может быть пиковой, быстрой. Определяйте методом небольших проб и ошибок, какая скорость будет сейчас достаточна. Набирать нужно бодро, в тонусе, не расслабляясь и ни в коем случае не перенапрягаясь, потому что ускорений и замедлений в пределах одного упражнения (да ещё с повторами пару раз) будет очень много, шаг измерения «постоянной средней» очень мелкий, а выдерживать всё это предстоит несколько минут подряд. Нешуточная нагрузка.

 

— — — 2.4 — — —

С ростом опыта и практики, по мере того как движения к буквам становятся всё более свойскими для пальцев, мы более или менее перестаём думать об отдельных буквах и начинаем пальцами «рисовать» буквосочетания, слова, словосочетания и так далее… Тогда на ритм нашего набора начинают влиять ритм смысловых и эмоциональных членений, ритм физиологически обусловленных членений… может, и ещё какой-нибудь ритм. Чем выше освоенная к тому времени скорость набора, тем свободнее мы становимся в возможности следования этим «высшим» ритмам, а «высшие», соответственно, начинают всё активнее распоряжаться нашим ритмом, предопределять его. (Напечатайте какой-нибудь увлекательный для вас, остросюжетный текст — наверняка и сердце заколотится, и скорость подскочит из-за нетерпения узнать, что же там произойдет дальше.) Вдобавок между собою «высшие» ритмы могут не только гармонировать, но и конфликтовать, это тоже влияет на ритм в целом, на наше ощущение, равномерен ли он. Плоский, формальный, одномерный ритм побуквенных ударов, видимо, уходит с первого плана. Не исчезает, а как бы залегает на дно и мы перестаём его осознанно соблюдать. Но если при этом не «проглатываются» и не переставляются буквы, то всё в порядке.

И чем крупнее вот эта, не знаю, операционная единица, блок или модуль, которым мы мыслим и который мы отправляем «из головы на пальцы» (точнее, это не одна, а две немало различные между собой единицы, чертовски сложный сплав: блок текста и блок движений… ну — это же КлавоНабор, одна из высших форм деятельности человека))), тем более прихотлива и сложна содержащаяся в нём… даже формообразующая, наверное, система соподчинённых, взаимозависимых и взаимовлияющих ритмических рисунков. Будучи именно системой, она организует весь процесс выполнения нами этого блока. Может быть, как шина в компьютере?.. или как опорный каркас, леса для здания замысловатой конфигурации, из элементов различного размера и формы?..

Таким образом, когда набор уже зрелый, сложившийся, и притом это набор обычного пользователя (а не профессионального синхрониста, который имеет дело с чужим текстом и в навязанном извне темпе), то ритм набора имеет право быть индивидуальным, даже как бы произвольным, в принципе. Строгая побуквенная ритмичность может отсутствовать совсем. За исключением, понятно, тренировок, периодической чистки побуквенного ритма, которую полезно выполнять время от времени для баланса, чтобы следование ритму текста не увело слишком далеко от простукивания всё-таки каждой буковки. 🙂

Описать, охарактеризовать эту сложную комплексную ритмичность и критерии её оценки — задача, я полагаю, научная, и притом на стыке наук. Физики, математики, физиологии, психологии и других подходящих по контексту.

 

— — — 2.5 — — —
Примечание

Среди профессиональных синхронистов есть такие, кто работает на обычных (не аккордных) клавиатурах. Например, прославленные турецкие скоропечатники, мировой топ. Синхронисты выполняют перекодировку, из звука в письмо, чужого текста в навязанном темпе, который у них в целом соответствует реальному темпу речи ораторов на событии, мероприятии. Но при этом ораторы могут довольно резко менять ритм и темп по ходу речи, а посмотрите на видео, в каком гладком ритме синхронисты ведут набор. Они меняют скорость, но более широкими, сглаженными волнами. (Для этого нужно, конечно, набирать с запасом отставания, хотя бы с небольшим). Где там найдём спортивные или просто безбашенные рывки? Для профессионального скоростного набора формальная ритмичность ударов ничуть не менее важна, чем смысловая, содержательная. Возможно, даже важнее. Досконально до деталей при просмотре таких видео не дойти; наверное, присутствуют небольшие отклонения, небольшая прихотливость ритма, ведь синхронисты воспринимают и печатают с необходимой степенью понимания,* так как должны ещё и «причёсывать» текст на лету. Но в общем и целом их набор потрясающе равномерен, хотя длится часами. Как роботы, да?.. Но эта равномерность есть требование самой Госпожи Физиологии. Чтобы набор шёл без сбоев, транспорт питательных веществ к клеткам и отвод шлаков должны осуществляться регулярно — а для этого и набирать нужно как можно ровнее, без пиков и провалов.

* Почему говорю лишь про «степень» понимания: профессионализм синхронистов включает в себя умение отслеживать правильность текста в меньшей мере по содержанию, а в большей мере по формальным, структурным критериям согласованности и гармоничности всей фразы. Синхронисту необязательно (а порой даже вредно для скорости) вникать и усваивать содержание.

Кстати, об отводе шлаков, образующихся вследствие химических реакций обработки питательных веществ на клеточном уровне. Это та сторона деятельности организма, о которой многие из нас в азарте Клавогонок.Ру вообще не заботятся. Про «вдохнуть» ещё помним, а про «выдохнуть» — уже нет, а дороги-то забиваются.))

В повседневном наборе нам самим не особенно заметны ситуации, когда поступление питательного материала и отвод шлаков пробуксовывают. И в большинстве соревнований на Клавогонках тоже малозаметны. Потому что и тексты короткие, и паузы в процессе набора мы вольны сделать, хотя и короткие, но организм успевает ликвидировать пробки на дорогах. Но достаточно взять на себя повышенную длительную нагрузку в принудительном темпе — и всё становится явным.

Упомянула о профессиональных синхронистах не для того, чтобы призвать игроков-клавогонщиков соблюдать ритм как под метроном. А для того, чтобы задумались, как фундаментальна роль ритма в развитии и обеспечении скорости. Осознайте факт: высокая скорость профессионального длительного набора подразумевает и требует высокую, довольно строгую (хотя и смягчённую влиянием ритма текста) равномерность ударов, для профессионалов скорость и ритмичность ударов — два лица одного и того же параметра. Необязательно в повседневности следовать тому, что произросло из профессиональной специфики, хотя оно и даёт там высочайший уровень результатов. Но всем нам, и непрофессионалам тоже, полезно учиться в том числе такой вот формальной, механистичной ритмичности (равномерности ударов) и уделять ей определённое внимание в своих тренировках. И тем более, если слепой метод человек начал осваивать только во взрослом возрасте. Тогда для него в период разучивания клавиатуры равномерность ударов должна быть в абсолютном приоритете наравне с точностью.

 

Поделиться
  •  
  • 3
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    4
    Поделились

НАБРОСКИ О РИТМЕ (4). В частности, про метроном: 2 комментария

  1. Ещё совсем не написано здесь об ускорениях посредством расширения группировки/разбивки: то, что успела затронуть в спринте на встрече с маньяками в СПб в феврале 2019.
    (Меньшая группа даёт меньшую скорость.)

    И ещё есть из осознанного что-то, которое здесь упустила.

Добавить комментарий