Египетское Время

(Теперь есть редакция уже от 27 октября 2019 г., надеюсь, что улучшенная, а не наоборот. Она здесь же, в комментариях, читайте лучше сразу там).

Написать побудил сегодняшний (21 июля) разговор ВКонтакте, спасибо за повод, а то давненько не брала в руки шашек… 😉

Это ещё черновик, мало правленый и лишь раз перечитанный.

Итак…

В Египте поразило ощущение, что там сразу две страны. Одна — сегодняшняя, с автомобилями и прочими атрибутами «цивилизации» двадцатого века. Другая — призрачная, заметённая тысячелетиями, однако осязаемая и видимая: словно дымка или марево нависает надо всем этим сегодняшним, вроде бы реальным, суетящимся миром. Этот сегодняшний мир не замечает и не ценит ту призрачную страну, для него она такая же посторонняя, как и для меня. Не в своей стране он обосновался, но живёт ведь. 🙂

Не знаю, откуда бралось это ощущение, чем его объяснить, но оно такое было. И осталось со мной, хотя с поездки прошло полвека.

Впрочем, что такое полвека. Смешно. Более чем смешно.

— — —

В Карнаке, в огромном храмовом комплексе, устав задирать до лопаток голову к вырубленным из песчаника капителям гигантских колонн (капители эти изображают обобщённо, «грубо» и очень красиво листья лотоса), положила сумку у подножия одной из колонн и пошла вокруг — сосчитать, сколько будет шагов в обхвате. Иду, иду. Иду, иду… Думаю: ГДЕ МОЯ СУМКА?! Какой уж тут счёт. ))) А сосчитать, сколько колонн в этом безбрежном зале, даже поползновения не возникло.

С возвращённой себе сумкой выкатилась в следующий зал. Ну, «зал» по нашим понятиям условный: они все под открытым небом и территория каждого необъятна. Каждый зал строился на протяжении не знаю какой глыбы лет. И в среднем каждый последующий зал, как нам говорили, хоть чуть-чуть, но меньше предыдущего. Проходили тысячелетия, мельчал народ — мельчали залы.

Пройдя почти весь уже маршрут, выхожу к некоей тоненькой фитюльке, и у неё совершенно нелепая, «мелким бесом» закурчавленная верхушка. Более или менее можно сказать, что это колонна такая, мегакарликовая. Поставлена она на возвышение, отчего смотрится вовсе коротышкой. Смутно брезжит мне, что видела когда-то что-то похожее.

И вдруг, как искра: да ведь это мой любимый коринфский ордер!..

— — —

В Каире нашу группу провели по Национальному музею. Обзорная экскурсия, как водится, бегом. У выхода объявили, что сверх программы, платно, можно зайти ещё и в «Комнату мумий». А дело было в советское время, в начале 70-х годов: одна из первых общедоступных турпоездок из СССР в Египет, и валюты нам поменяли аж по 37 рублей 50 копеек на одну туристическую голову. Никто из группы не возжелал отдать из этих денег ради каких-то мумий. Никто, кроме меня, естественно.

Оставив за спиной недовольное задержкой большинство, я устремилась туда; кто-то из сотрудников сопровождал и дорогу показывал.

Пространство небольшое: пожалуй, с обычную двух- или трёхкомнатную московскую квартирку. Внутренние помещения, наверное, есть, но я про те, в которые пускали посетителей. И вот оно всё, по периметру вдоль стен и дополнительно по центральной части, всё от пола до потолка уставлено стеллажами. Такой своего рода лабиринт, только не запутанный, а стройный. Стеллажи — как книжные полки, из ящичков, длина ящичков тоже как у книжных примерно, то есть гораздо меньше, чем в человеческий рост по нашим представлениям. Однако в каждом ящичке умещается мумия. И свободно умещается, с запасом. Египтяне были маленького роста, а мумии вдобавок, наверное, усохли и укоротились.

Я не разбираюсь в мумиях и вообще в Древнем Египте, просто любопытно было взглянуть, что это за «Комната мумий», раз она существует.

На каждом ящичке своя этикетка, цифры на ней обозначают примерный диапазон ТЫСЯЧЕлетий, в которые оценивается возраст лежащей внутри мумии. Ещё и с тире между двумя датами на многих ящичках. То есть для этих мумий наука смогла определить их возраст с предположительной точностью в несколько тысяч лет… а то и десятков тысяч лет. Вы понимаете, что такое десятки тысяч лет? Я — не понимала.

И вот тут самое главное. Цифры на этикетках — римские! А значит, чем давнее, тем длиннее их вереницы. В начале маршрута — во всю длину ящичка. Во всю длину!!! В конце маршрута — всего несколько циферок.

На пробежку вдоль этой цифири у меня ушло минут десять. (Группа ждёт и всё такое…) То есть, смотрите, за считанные минуты история чуть ли не всего человечества — эти, не знаю, тысячи тысячелетий? — пронеслись перед глазами, укорачиваясь с каждой секундой. Прошли — и усохли — в нуль.

Зачем, за что, ради чего?.. Чтобы кто-то посторонний, чужой и чуждый, совсем из другого мира, зашёл и поглазел?.. и даже зачем поглазел, тоже неизвестно.

— — —

Спускаешься в знаменитую пирамиду. Туннель узкий, глубокий, оснащён поручнями и ступеньками (около 40, наверное). Изначально ступеней не было, а были полозья. На стенах — потрясающей красоты изображения жертвенных существ живых и мёртвых: плакальщиц, воинов, животных… Освещение электрическое, но изначально это был неровный, колеблющийся свет смоляных факелов, и живо представляется, как при нём «развевались» нарисованные длинные-длинные чёрные волосы, как «заламывались и простирались» бесчисленные нарисованные руки, когда траурный поезд медленно перемещался вниз по полозьям. Даже «слышишь» непрекращающийся женский вой и вскрики.

Ниже, ниже, ниже.

На дне — пустая камера. Все сокровища, приданные фараону для его счастливого пребывания в Царстве Мёртвых,  давно уже разграблены либо вывезены в музеи и хранилища. Но всё равно там, на дне, очень захватывающе, воображение работает на просторе.

Уходила последней. И вдруг… оказалось, что при подъёме я не вмещаюсь в поперечный объём туннеля. 🙂 Ступеньки крутые и редкие — приходится до отказа сгибать ногу, иначе её не поднимешь на необходимую высоту. А в такой конфигурации мои параметры увеличиваются чуть не вдвое.

Спустилась своим ходом и без особого труда. А подняться своим ходом, получается, не могу?

Так… Там, наверху, меня же не досчитаются и примут меры. Как в старинных романах, спустят, например, верёвку, я ею обвяжусь и поеду наверх висячим мешком. Кто будет тянуть? Ну, может, те верблюды, на которых желающих из нас, практически опять же только меня, рысью прокатили, прежде чем спустить в пирамиды. А может, это будут люди, а не верблюды. В любом случае, не оставят же отставшего туриста в пирамиде. ))

С таким уравновешенным настроем я вскоре нашла позицию, при которой мой объём возрастал в движении лишь на минимально возможную величину. Что-то похожее на плавание баттерфляем или на балетные упражнения. Выворотить ногу максимально вправо, прижавшись животом к ступеням, добиваясь максимально плоскостной фигуры. К счастью, ширины туннеля почти хватало. 😉 Перехватить руками поручни, вознести ногу наверх, подтянуться. Выворотить «следующую» ногу максимально влево. И — так далее, вверх, только вверх.

И вот он, свет дня!..

Некоторые до сих пор думают, что кто спустился в пирамиды, того покарают египетские боги. (Многие из нашей группы даже и не спускались.) С моей поездки прошло столько лет, я уже твёрдо уверена: меня не покарали, да и не за что было — помыслов более открытых, дружелюбных и восхищённых, чем мои, даже представить невозможно.

Но соприкосновение с Их Временем вернуло меня в мою современность другим человеком. Я открыла для себя масштабы. Наших дел, наших ценностей и стремлений, нашего бытия.

Лера Сейгина
Москва, 21.07.2019

P.S. См. также «Египетское Время» https://proza.ru/2019/07/21/1759 мои мемуары на Прозе.Ру.  Актуальный текст лучше читать там, потому что там мне править удобнее, а переделок внесла уже много и ещё намерена добавлять. 🙂

P.P.S. 13.10.2019 «Доперерабатывалась» там достаточно, чтобы опубликовать здесь более или менее финальный текст. 🙂 Попробую выложить его в комментарии.

Поделиться
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Египетское Время: 4 комментария

  1. Египетское Время
    Новая редакция от 13.10.2019
    https://proza.ru/2019/07/21/1759

    Написать побудил сегодняшний (21 июля) разговор ВКонтакте, спасибо за повод, а то давненько не брала в руки шашек… ;

    В момент публикации это был ещё черновик, мало правленый и лишь раз перечитанный. Что-то переделаю.

    Итак…

    В Египте поразило ощущение, что там сразу две страны. Одна — сегодняшняя, с автомобилями, многоэтажными зданиями и прочими атрибутами «цивилизации» двадцатого века. Другая — призрачная, заметённая тысячелетиями, однако осязаемая и видимая: словно марево нависает над суетящимся сегодняшним, вроде бы реальным миром. Его обитатели не замечают и не понимают ту призрачную страну, для них она такая же посторонняя, как для меня, зато всегда рады «сделать на ней бизнес», подняв с земли любой валяющийся камушек — на продажу или за карандаш, сигарету и прочее такое. Не в своей стране обосновались, а как бы отдельно, — и живут ведь. 😉 Их «контакты» с древним миром были наглядны, очевидны на уровне быта. И всё же непонятно казалось, откуда в целом-то ощущение параллельного присутствия иной, сгинувшей страны. Повсюду. Чем его объяснить, как его показать. Но оно такое было. И осталось со мной, хотя с поездки прошло полвека.

    Впрочем, что такое полвека. Смешно. Более чем смешно.

    — — —

    В Карнаке (где нам было разрешено гулять самостоятельно, в отличие от северной оконечности страны), в огромном храмовом комплексе, устав задирать до лопаток голову к вырубленным из песчаника капителям гигантских колонн (капители эти изображают обобщённо, «грубо» и очень красиво пучки папируса), положила сумку у подножия одной из колонн и пошла вокруг — сосчитать, сколько будет шагов в обхвате. Иду, иду. Иду… Иду, иду. Иду… И… вдруг: ДА ГДЕ Ж МОЯ СУМКА?! Дальше бегом, и по нарастающей!.. А вокруг всё колонны, колонны, такие же нескончаемые, как моя. И — ох! сумка лежит себе, как лежала. Нет, но таких величин не может быть! Нет, но ведь может!.. О_О

    А вокруг всё такие же колонны, невообразимой и неисчислимой толпищей. И это только один зал! Нет, нужно включить какой-то не свой масштаб восприятия!.. Поспешно «выкатилась» в следующий зал. «Зал» по нашим понятиям условный: они все под открытым небом и территория каждого необъятна. Каждый зал строился на протяжении не знаю какой глыбы лет. И в среднем каждый последующий зал, как нам говорили, хоть чуть-чуть, но меньше предыдущего. Проходили тысячелетия, мельчал народ — мельчали залы.

    Пройдя почти весь уже маршрут, проложенный там для туристов, выхожу к некоей тоненькой фитюльке, и у неё совершенно нелепая, с претензиями, «мелким бесом» закурчавленная верхушка. Ну, могу счесть эту фитюльку за колонну, но уж совсем карликовую. Поставлена на довольно массивное возвышение, отчего смотрится вовсе коротышкой. Смутно брезжит мне, что видела когда-то что-то похожее.

    И вдруг, как искра:

    — Да ведь это мой любимый коринфский ордер!..

    — А фитюлька, если в метрах измерить, совсем не карликовая! Она обычной высоты для построек древних греков!..

    Впрочем, сказать про античных «древние» язык не поворачивается, когда ты муравьишкой всполз к подножию какого-нибудь даже «захудалого» из египетских колоссов… 🙂 Поразительное соответствие мерок пространства и времени.

    — — —

    В Каире нашу группу провели по Национальному музею. Обзорная экскурсия, как водится, бегом. У выхода объявили, что сверх программы, платно, можно зайти ещё и в «Комнату мумий». А дело было в советское время, в начале 70-х годов: одна из первых общедоступных турпоездок из СССР в Египет (и с заездом на полдня в Турцию), валюты нам поменяли аж по 37 рублей 50 копеек на одну туристическую голову. Это на обе страны вместе. Никто из группы не возжелал отдать десятую часть своей валюты ради каких-то мумий. Никто, кроме меня, естественно.

    Оставив за спиной недовольное задержкой большинство, устремилась туда; кто-то из сотрудников сопровождал и дорогу показывал.

    Пространство не очень большое: пожалуй, с обычную двух- или трёхкомнатную московскую квартирку. Обошла всё минут за десять (группа ждёт). Внутренние помещения, наверное, есть там же, но я про те, в которые пускали посетителей. Всё занято штабелями ящичков. Рядами, один на другом, во всю высоту, по всему периметру и вдобавок в центре. Подобно библиотеке: стеллажи и проходы между ними. Длина ящичков кажется мала для человеческой фигуры, но мумии умещаются даже с запасом. Египтяне были маленького роста, а мумии, наверное, ещё усохли и укоротились. Ящички имеют прозрачную стенку либо крышку (помню нечётко) для обзора такими вот невеждами, как я… А вообще мумии там собирают, конечно, не просто для обзора, — их исследуют. Овеянные мистикой тайны древних сулят много специфической силы тому, кто овладеет хотя бы крупицами. Наверное, далеко не все приходящие в эту комнату питали добрые намерения и планы. Не случайно в более поздние годы доступ в «Комнату мумий» (прочитала в газете) закрыли для всех, кроме узких специалистов. Хотя ещё через несколько лет прочитала, что снова открыли для всех. Не знаю, как обстоит дело сейчас.

    Я не разбираюсь в мумиях и вообще в темах Древнего Египта, просто любопытно было взглянуть, что это за «Комната мумий», раз она существует. Мумии целиком, включая голову, многослойно обёрнуты в плотные пелёны и — для меня — все одинаковы на вид, лишь размеры чуть варьируют: плюс-минус 4-5, ну — 10 сантиметров…

    На каждом ящичке этикетка. Имя и социальное положение бывшего человека удавалось установить, если он/она был персоной статусной, заметной (гм, заметной… когда?… кому?… )). Цифры на этикетках обозначают примерный диапазон тысячелетий, в которые оценивается возраст мумии. На многих этикетках проставлено ещё и тире между двумя датами, то есть возраст определён с «маленьким» зазором в плюс-минус несколько тысяч лет… а то и десятков тысяч лет.

    Вы понимаете, что такое «10 тысяч лет»? а что такое «ПЛЮС-МИНУС 10 тысяч лет»?! Я — не понимала.

    И вот тут самое главное! Цифры на этикетках — римские, а значит, числа чем давнее, тем длиннее. В начале экспозиции — во всю длину каждого ящичка густая чёрная полоса цифр. А в конце экспозиции на этикетках — белизна. Пронзительная и нарастающая белизна в обе стороны от мизерной полоски циферок посередине.

    Представьте себе эти от пола до потолка штабеля безлицых одинаковых мумий с датами кричаще разной длины, стремительно убывающей в нуль! Вся протяжённость существования человечества — может, тысячи тысячелетий? — прокатилась и буквально на глазах истаяла.

    Зачем, за что, ради чего?.. Чтобы кто-то посторонний, чуждый, совсем из другого мира, зашёл поглазел?.. даже — зачем поглазел, и то неизвестно.

    — — —

    Спуск в недра знаменитой пирамиды. Туннель узкий, глубокий, оснащён поручнями и ступеньками (около 40, наверное). Изначально ступеней не было, а были полозья. На стенах — потрясающей красоты изображения жертвенных существ живых и мёртвых: плакальщиц, воинов, животных… Освещение электрическое, но изначально свет был неровный, колеблющийся, и живо представляешь себе, как под этим светом развевались длинные-длинные чёрные волосы — и нарисованные, и настоящие, пока ещё живых людей… как заламывались и простирались бесчисленные руки тех и других, когда траурный поезд медленно перемещался вниз по полозьям. Даже «слышишь» непрекращающийся женский вой и вскрики.

    Ниже, ниже, ниже.

    На дне — пустая камера. Все сокровища, приданные фараону для роскошной жизни в Царстве Мёртвых, давно уже разграблены либо вывезены в музеи и хранилища. Но всё равно там, в подземелье, захватывающе. Воображение работает на просторе.

    Уходила последней. И вдруг… оказалось, что при подъёме я не вмещаюсь в поперечный объём туннеля. 😉 Ступеньки крутые и редкие — нужно полностью согнуть ногу, иначе её не поднимешь на необходимую высоту. А в такой конфигурации мои параметры увеличиваются чуть не вдвое, и вот — нет мне пространства, чтобы согнуть и поднять ногу.

    Спустилась своим ходом и без особого труда. А подняться своим ходом, получается, не могу?

    Так… Там, наверху, меня же не досчитаются и примут меры. Как в старинных романах, спустят, например, верёвку, я ею обвяжусь и поеду наверх висячим мешком. Кто будет тянуть? Ну, может, те верблюды, на которых желающих из нас, практически опять же только меня, рысью прокатили, прежде чем спустить в пирамиды. А может, это будут люди, не верблюды. В любом случае, не бросят же отставшего туриста в пирамиде. ))

    С таким уравновешенным настроем я вскоре сама приспособилась взбираться ползком. Что-то похожее на плавание баттерфляем или на балетные упражнения. Выворотить ногу максимально вправо, распластаться, прижавшись животом к ступеням. Образцы запредельно плоских телесных форм были представлены прямо рядом, на стенах, как специально. 😉 И, к счастью, ширина туннеля кое-как позволяла. (Имею в виду внутреннюю выгородку, сооружённую в наши дни для прохода посетителей. Ширина между оригинальными, древнеегипетскими стенами была, разумеется, несколько больше, хотя тоже невелика.) Перехватиться руками на перилах, вознести ногу вверх, подтянуться. Установиться попрочней. Выворотить «следующую» ногу максимально влево. И — так далее, вверх, только вверх.

    И вот он, свет дня!..

    Некоторые до сих пор думают, что кто спустился в пирамиды, того покарают египетские боги или иные высшие силы. Многие из нашей группы даже и не спускались. С моей поездки прошло столько лет — меня не покарали, да и не за что было: помыслов более открытых, дружелюбных и полных восхищения, чем мои, даже представить невозможно.

    Но соприкосновение с Их Временем возвратило меня в мою современность другим человеком. Я увидела и оценила масштабы нас. Всех нас, вместе взятых. Наших дел… стремлений… бытия.

    Лера Сейгина
    Москва, 21.07.2019 — 13.10.2019
    https://samsebemir.ru/puteshestvija/egipetskoe-vremja/#comment-547
    https://proza.ru/2019/07/21/1759

  2. Египетское Время
    Новая редакция от 27.12.2019
    https://proza.ru/2019/07/21/1759

    Написать побудил сегодняшний (21 июля) разговор ВКонтакте, спасибо за повод, а то давненько не брала в руки шашек… ;

    В момент публикации это был ещё черновик, мало правленый и лишь раз перечитанный. Что-то переделаю.

    Итак…

    В Египте поразило ощущение, что там сразу две страны. Одна — сегодняшняя, с автомобилями, многоэтажными зданиями и прочими атрибутами «цивилизации» двадцатого века. Другая — призрачная, заметённая тысячелетиями, однако осязаемая и видимая: словно марево нависает над суетящимся сегодняшним, вроде бы реальным миром. Его обитатели не замечают и не понимают ту призрачную страну, для них она такая же посторонняя, как для меня, зато всегда рады «сделать на ней бизнес», подняв с земли любой валяющийся камушек — на продажу или за карандаш, сигарету и прочее такое. Не в своей стране обосновались, а как бы отдельно, — и живут ведь. 😉 Их «контакты» с древним миром были наглядны, очевидны на уровне быта. И всё же непонятно казалось, откуда в целом-то ощущение параллельного присутствия иной, сгинувшей страны. Повсюду. Чем его объяснить, как его показать. Но оно такое было. И осталось со мной, хотя с поездки прошло полвека.

    Впрочем, что такое полвека. Смешно. Более чем смешно.

    — — —

    В Карнаке (где нам было разрешено гулять самостоятельно, в отличие от северной оконечности страны), в огромном храмовом комплексе, устав задирать до лопаток голову к вырубленным из песчаника капителям гигантских колонн (капители эти изображают обобщённо, «грубо» и очень красиво пучки папируса), положила сумку у подножия одной из колонн и пошла вокруг — сосчитать, сколько будет шагов в обхвате. Иду, иду. Иду… Иду, иду. Иду… И… вдруг мысль: ДА ГДЕ Ж МОЯ СУМКА?! Дальше бегом, и по нарастающей!.. А вокруг всё колонны, колонны, такие же нескончаемые, как моя. И — ох! сумка лежит себе, как лежала. Нет, но таких величин не может быть! Нет, но ведь может!.. О_О

    А вокруг всё такие же колонны, неисчислимой толпищей. И это только один зал! Нет, нужно включить какой-то не свой масштаб восприятия!.. Поспешно «выкатилась» в следующий. «Зал» по нашим понятиям условный: они все под открытым небом и территория каждого необъятна. Каждый зал строился на протяжении не знаю какой глыбы лет. И в среднем каждый последующий зал, как нам говорили, хоть чуть-чуть, но меньше предыдущего. Проходили тысячелетия, мельчал духом народ, мельчало силой государство — мельчали залы.

    Пройдя почти весь уже маршрут, проложенный там для туристов, выхожу к некоей тоненькой каменной фитюльке, что-то вроде пальца без руки, торчащего вверх. Поставлена на возвышение, отчего смотрится ещё короче. Ну, видимо, колонна, но зачем она, такая карликовая? Нелепо. И совсем уж нелепа её верхушка, закурчавленная каким-то «мелким бесом». Как ни глянь — ни к селу, ни к городу. Но смутно брезжит мне, что видела когда-то что-то похожее.

    И вдруг, как искра:

    — Да ведь это мой любимый коринфский ордер!..

    — А фитюлька, если в метрах, совсем не карликовая! Она обычной высоты для построек древних греков!..

    Впрочем, сказать про античных «древние» язык не поворачивается, когда ты муравьишкой всполз к подножию какого-нибудь даже «захудалого» из египетских колоссов… 🙂 Поразительное соответствие мерок пространства и времени — «там», и полетевшие вверх тормашками представления — «здесь».

    — — —

    В Каире нашу группу провели по Национальному музею. Обзорная экскурсия, как водится, бегом. У выхода объявили, что сверх программы, платно, можно зайти ещё и в «Комнату мумий». А дело было в советское время, в начале 70-х годов: одна из первых общедоступных турпоездок из СССР в Египет (и с заездом на полдня в Турцию), валюты нам поменяли аж по 37 рублей 50 копеек на одну туристическую голову. Это на обе страны вместе. Никто из группы не возжелал отдать десятую часть своей валюты ради каких-то мумий. Никто, кроме меня, естественно.

    Оставив за спиной недовольное задержкой большинство, устремилась туда; кто-то из сотрудников сопровождал и дорогу показывал.

    Пространство не очень большое: пожалуй, с обычную двух- или трёхкомнатную московскую квартирку. Обошла всё минут за десять (группа ждёт). Внутренние помещения, наверное, есть там же, но я про те, в которые пускали посетителей. Всё занято штабелями ящичков. Рядами, один на другом, во всю высоту, по всему периметру и вдобавок в центре. Подобно библиотеке: стеллажи и проходы между ними. Длина ящичков кажется мала для человеческой фигуры, но мумии умещаются даже с запасом. Египтяне были маленького роста, а мумии, наверное, ещё усохли и укоротились. Ящички имеют прозрачную стенку либо крышку (помню нечётко) для обзора такими вот невеждами, как я… А вообще мумии там собирают, конечно, не просто для обзора, — их исследуют. Овеянные мистикой тайны древних сулят много специфической силы тому, кто овладеет хотя бы крупицами. Наверное, далеко не все приходящие в эту комнату питали добрые намерения и планы. Не случайно в более поздние годы доступ в «Комнату мумий» (прочитала в газете) закрыли для всех, кроме узких специалистов. Хотя ещё через несколько лет прочитала, что снова открыли для всех. Не знаю, как обстоит дело сейчас.

    Я не разбираюсь в мумиях и вообще в темах Древнего Египта, просто любопытно было взглянуть, что это за «Комната мумий», раз она существует. Мумии целиком, включая голову, многослойно обёрнуты в плотные пелёны и — для меня — на вид все одинаковы, лишь размеры чуть варьируют: плюс-минус 4-5, ну — 10 сантиметров…

    На каждом ящичке надписи. Чёрным по белой этикетке. Имя и социальное положение бывшего человека удавалось установить, если он/она был персоной статусной, заметной (гм, заметной… когда?… кому?… )). В большинстве надписей только цифры: примерный диапазон тысячелетий, в которые оценивается возраст мумии. Кое-где ещё и тире между двумя датами, то есть возраст определён с «маленьким» зазором в плюс-минус несколько тысяч лет… а то и десятков тысяч лет. Вы понимаете, что такое «10 тысяч лет»? а что такое «ПЛЮС-МИНУС 10 тысяч лет»?! Я — не понимала.

    И вот тут самое главное! Цифры на этикетках римские, а значит, чем ближе к новому времени, тем цифр всё меньше и меньше. Ровные штабеля безлицых мумий — и кричаще убывающая длина дат. Вся протяжённость существования человечества буквально на моих глазах… за десяток минут… съёжилась и… как не было её. Нуль!.. Свирепость белого.

    Зачем, за что, ради чего?.. Чтобы кто-то посторонний, чуждый, совсем из другого мира, зашёл поглазел?.. даже — зачем поглазел, и то неизвестно.

    — — —

    Спуск в недра знаменитой пирамиды. Туннель узкий, глубокий, оснащён поручнями и ступеньками (около 40, наверное). Изначально ступеней не было, а были полозья. На стенах — потрясающей красоты изображения жертвенных существ живых и мёртвых: плакальщиц, воинов, животных… Освещение электрическое, но изначально свет был неровный, колеблющийся, и живо представляешь себе, как под этим светом развевались длинные-длинные чёрные волосы — и нарисованные, и настоящие, пока ещё живых людей, пока траурный поезд медленно вёз их вниз… как заламывались и простирались бесчисленные руки… Даже «слышишь» непрекращающийся женский вой и вскрики.

    Ниже, ниже, ниже.

    На дне — пустая камера. Все сокровища, положенные фараону… в обоих смыслах «положенные»… чтобы обеспечить его счастье в Царстве Мёртвых, давно уже разграблены либо вывезены в музеи и хранилища. Но всё равно там, в подземелье, захватывающе. Воображение работает на просторе.

    Уходила последней. И вдруг… оказалось, что при подъёме я не вмещаюсь в поперечный объём туннеля. 😉 Ступеньки крутые и редкие — нужно полностью согнуть ногу, иначе её не поднимешь на такую высоту, чтобы достать до следующей ступеньки. А в такой конфигурации мои параметры увеличиваются чуть не вдвое, и вот — нет мне пространства, чтобы согнуть и поднять ногу.

    Спустилась своим ходом и без особого труда. А подняться своим ходом, получается, не могу?

    Так… Там, наверху, меня же не досчитаются и примут меры. Как в старинных романах, спустят, например, верёвку, я ею обвяжусь и поеду наверх висячим мешком. Кто будет тянуть? Ну, может, те верблюды, на которых желающих из нас, практически опять же только меня, рысью прокатили, прежде чем спустить в пирамиды. А может, это будут люди, не верблюды. В любом случае, не бросят же отставшего туриста в пирамиде.

    С таким уравновешенным настроем я вскоре сама приспособилась взбираться ползком. Что-то похожее на плавание баттерфляем или на балетные упражнения. Выворотить ногу максимально вправо, распластаться, прижавшись животом к ступеням. Образцы запредельно плоских телесных форм были представлены прямо рядом, на стенах, как специально. 😉 И, к счастью, ширина туннеля кое-как позволяла. Имею в виду внутреннюю выгородку, сооружённую в наши дни для прохода посетителей. (Ширина между оригинальными, древнеегипетскими стенами была, разумеется, несколько больше.) Перехватиться руками на перилах, вознести ногу вверх, подтянуться. Установиться попрочней. Выворотить «следующую» ногу максимально влево. Чередовать оказалось легче, чем одной и той же. И — так далее, вверх, только вверх.

    И вот он, свет дня!..

    Некоторые до сих пор думают, что кто спустился в пирамиды, того покарают египетские боги или иные высшие силы. Многие из нашей группы даже и не спускались. С моей поездки прошло столько лет — меня не покарали, да и не за что было: помыслов более открытых, дружелюбных и полных восхищения, чем мои, даже представить невозможно.

    Но соприкосновение с Их Временем возвратило меня в мою современность другим человеком. Я прочувствовала масштабы нас. Всех нас, вместе взятых. Наших дел… стремлений… бытия.

    Лера Сейгина
    Москва, 21.07.2019 — 27.12.2019
    https://samsebemir.ru/puteshestvija/egipetskoe-vremja/#comment-555
    https://proza.ru/2019/07/21/1759

  3. https://news.mail.ru/society/40310989/
    Источник: ТАСС Наука

    Древнеегипетскую мумию заставили «заговорить». Послушайте!

    Для этого ученые распечатали на 3D-принтере ее горло, связки и язык, а затем подключили все это к искусственной гортани.

    ТАСС, 23 января. Британские историки и инженеры восстановили голос древнеегипетского жреца Несьямуна и заставили его «произнести» несколько звуков. Результаты их расчетов и аудиозаписи опубликовал научный журнал Scientific Reports.

    Смотреть (слушать) ролик на YouTube https://youtu.be/1iQrESd1OH4
    https://www.youtube.com/watch?v=1iQrESd1OH4&feature=youtu.be

    «На саркофаге Несьямуна можно прочитать, что его обладатель вел очень праведное существование. Он просил богов вернуть ему дар речи для того, чтобы он мог рассказать о себе и заслужить право на вечную загробную жизнь. Это желание жреца, а также великолепное состояние связок и других органов речи в его мумии сделало его одной из первоочередных целей для нашего проекта Voices from the Past», — пишут ученые.

    Мумия Несьямуна — один из самых известных древнеегипетских артефактов, которые хранятся в музеях Великобритании. Ее нашли на территории одного из храмов бога Амона в Карнаке. В Великобританию мумия попала в 1823 году, и вскоре была выставлена в музее города Лидс. Во времена Второй мировой войны саркофаг и мумия жреца чудом пережили немецкие бомбардировки, которые уничтожили значительную часть коллекции музея.

    Историки считают, что мумия представляет собой останки одного из высокопоставленных жрецов Амона, Несьямуна, который жил около 3100 лет назад. И сами останки, и саркофаг, в котором они находились, очень хорошо сохранились, что сделало их предметом постоянного внимания со стороны ученых.

    В последние десять лет, как отмечают исследователи, эту мумию начали изучать не только археологи и историки-египтологи, но и представители точных наук. Недавно они просканировали тело Несьямуна при помощи компьютерного томографа и трехмерного сканера в надежде выяснить, как выглядел этот человек, а также раскрыть некоторые обстоятельства его жизни.

    В прошлом подобные проекты уже приводили к крайне интересным открытиям. К примеру, в 2012 году итальянские исследователи просветили мумию Рамзеса III, одного из самых могущественных правителей Древнего Египта, и выяснили, что фараон почти мгновенно умер от удара кинжалом. Заговорщиков возглавляли его жена Тия и сын Пентаур.

    Ожившее прошлое

    Несьямун оказался интересен по другой причине — в его мумии великолепно сохранились голосовые связки, гортань и другие элементы голосового тракта. Это заставило ученых задуматься о том, можно ли воспроизвести голос священнослужителя.

    Руководствуясь этой идеей, авторы статьи использовали данные компьютерной томографии для того, чтобы составить точную трехмерную модель его глотки, языка, связок и прочих органов речи, которые затем были распечатаны при помощи 3D-принтера. Эти заготовки инженеры соединили с искусственной гортанью, после чего попытались воспроизвести звуки при помощи этой конструкции и специального динамика.

    В результате специалисты добились того, чтобы мумия Несьямуна «приознесла» несколько гласных звуков. Они похожи на те, что современные христианские священники издают во время литургических богослужений. В целом они напоминают нечто среднее между звуками «а» и «э».

    В дальнейшем, как надеются ученые, работники музея Лидса смогут использовать алгоритм синтеза речи, построенный на базе данной трехмерной модели голосового тракта Несьямуна для того, чтобы «оживить» древнеегипетского жреца и связанную с ним экспозицию. В свою очередь их египетские коллеги могут использовать аналогичные алгоритмы для того, чтобы сделать храм Амона, где жрец провел всю жизнь, еще более интересным для туристов.

  4. Великолепная виртуальная экскурсия по гробнице фараона Рамзеса VI.
    https://my.matterport.com/show/?m=NeiMEZa9d93&mls=1&fbclid=IwAR06uj1eDAFM1u59qFsJxnd5zZaqPIrOkf7rUG1ngIvpJ-BCswQoHvoUcgM&utm_type=excursion&muid=0035e6e4-aa2a-4628-8e86-cb33e60229a0&category=04a6660a-c3fe-4fc3-84a6-60afd7dc9422
    Это в Долине Царей: там захоронения гораздо более скромных масштабов. 😉 Зато и проходы удобнее.

Добавить комментарий